Яркий свет эффективнее пробуждает организм, чем чашка кофе

17 сентября 2015 в 20:49
Яркий свет эффективнее пробуждает организм, чем чашка кофе

Ученые выяснили, что кофеин "останавливает" биологические часы организма примерно на 40 минут, а яркий свет в два раза больше.

Влияние кофе на организм человека учёными изучается уже давно. Специалисты считают, что кофе очень индивидуально влияет на организм, именно это породило массу разногласий в отношении к кофеину даже в медицинской среде. Медики, учёные так и не пришли к единому мнению о воздействии кофеина на человеческий организм.

Теперь же, американским учёным удалось научно обосновать и подтвердить, что кофе способен переводить стрелки биологических ритмов. Однако, как оказалось, не только этот вкусный и всеми любимый напиток может помочь людям дольше оставаться бодрствующими в позднее время. Яркий свет действует на организм более эффективно, и человек будет бодрствовать в два раза дольше, чем после выпитой чашечки горячего кофе.

Учёные провели исследование с участием пяти добровольцев. Участники эксперимента провели в специальном помещение почти 50 дней. Каждый день, перед сном, добровольцы принимали специальную таблетку — либо плацебо, либо вещество, которое содержало такой же объем кофеина, как, если бы человек выпил чашечку двойного эспрессо. Иногда препараты, учёные заменяли светом — то ярким, то слегка приглушенным.

В результате оказалось, что и кофе и свет может блокировать выработку "гормона сна" — мелатонина, но по разному. Кофе останавливало биологические часы человека на 40 минут, а яркий свет в два раза больше – на 80 минут. Другими словами, люди в это время не хотели спать. Кроме того, учёные доказали, что если "гормон сна" блокировать несколько дней подряд, то внутренние часы человека могут "сбиться" окончательно, и он начнёт засыпать позже и без помощи кофеина или яркого света.

Стоит отметить, что учёные, в ходе своего эксперимента выяснили, как человеку можно справиться с негативным состоянием здоровья, которое называется "джетлаг", которое вызывается быстрой сменой часовых поясов при постоянных перелётах на самолёте. Может сопровождаться усталостью, бессонницей, головной болью, потерей аппетита и другими состояниями дискомфорта. Так, по мнению специалистов, если своевременно выпить чашечку кофе или любой другой кофеиносодержащий напиток, то появляется возможность быстрее привыкнуть к новому расписанию смены дня и ночи в сутках. Например, кофе на ночь будет полезен, если человек совершил продолжительный перелёт с востока на запад.