В России разработан новый способ поиска и уничтожения рака

18 июля 2016 в 23:07
В России разработан новый способ поиска и уничтожения рака

Открытие российских учёных может стать настоящим прорывом в изучении малочисленной популяции клеток, являющихся первопричиной развития рака.

Учёные Федерального исследовательского центра Институт цитологии и генетики СО РАН открыли универсальный маркер стволовых раковых клеток. Также ученым удалось разработать способ их уничтожения. В ходе экспериментов учёные смогли вылечить экспериментальных мышей от двух форм злокачественных опухолей.

Автором идет маркера стволовых клеток рака является старший научный сотрудник лаборатории индуцированных клеточных процессов кандидат биологических наук Евгения Владимировна Долгова. Именно она выяснила, что если к стволовым инициирующим раковым клеткам добавить фрагменты ДНК, они их захватят. Именно на таком принципе строится идея универсального маркера. В ДНК-зонд вводится специфический флуорохромный краситель. А принявшие его клетки в определенном спектре начинают подсвечиваться красным. Ученые выражают надежду на то, что это открытие станет настоящим прорывом в изучении малочисленной популяции клеток, которые являются первопричиной развития рака.

Учёные продолжили исследование и решили доказать, что с помощью нового способа можно не только найти, но и приостановить рост или совсем уничтожить раковую опухоль. Специалисты установили, что когда фрагменты ДНК, попадают в стволовую раковую клетку после воздействия химиотерапевтического препарата циклофосфана, они становятся участниками ее восстановления и прерывают его. Таким образом, она не может завершить репарационный процесс и впоследствии погибает.

Старший научный сотрудник лаборатории индуцированных клеточных процессов кандидат биологических наук Екатерина Анатольевна Алямкина (Поттер) разработала регламент, который позволяет привести к одной фазе и уничтожить все стволовые раковые клетки асцитной (когда образуется полость с жидкостью) опухоли Кребс-2 . Входе проведения экспериментов исцелилось 50 процентов лабораторных мышей, которые впоследствии давали здоровое потомство. Кроме того этот же метод дал положительный результат, когда опухоль перевивается в мышцу и растет как твердое новообразование.

"Стволовую раковую клетку, являющуюся причиной развития болезни, нужно попытаться убить в момент восстановления после воздействия специфических химиопрепаратов. В такой период она чувствительна к разработанным терапевтическим режимам", — подчеркивает заведующий лабораторией индуцированных клеточных процессов доктор биологических наук Сергей Станиславович Богачев. "Если новообразование лишится такого организующего «центра», иммунная система организма устранит остаточные опухолевые очаги, и произойдет полное излечение".

В настоящее время в исследовательском институте в планах применение обнаруженного принципа уничтожения стволовых канцерогенных клеток и далее применение терапии на другие типы злокачественных новообразований. Кроме того ученые ведут работу над диагностической методикой мониторинга эффективности лечения рака яичника и желудка с использованием универсального маркера. Оценка количества стволовых клеток до начала лечения и после его завершения позволит максимально точно сказать: устранен ли недуг полностью или возможен рецидив.